Предлагаем вашему вниманию подборку книг о стартапах, о построении команды и бизнеса.
«Хакеры и художники», Пол Грэм (Hackers & Painters: Big Ideas from the Computer Age, Paul Graham)
Пол Грэм, сооснователь инвестиционной компании Y Combinator и софтверной компании Viaweb, во всём мире известен своими книгами и эссе об IT-бизнесе. В 2004 году был издан сборник эссе под названием Hackers & Painters. В нём говорится, что программирование – это искусство, по духу напоминающее живопись. Грэм знает, о чём говорит: получив техническое образование, он пошёл учиться живописи. Именно в этом сборнике содержится знаменитое эссе Грэма «Почему нерды непопулярны?» Предприниматель анализирует их поведение и его последствия.
«Как всё начиналось», Джессика Ливингстон (Founders at Work, Jessica Livingston)
Жена Пола Грэма, соосновательница Y Combinator Джессика Ливингстон написала книгу о самых удачных стартапах современности. Вышедшее в 2007 году издание состоит из интервью со Стивом Возняком (Apple), Митчем Капором (Lotus Development, Mozilla Foundation), Максом Левчиным (PayPal) и ещё из 20 вдохновляющих историй из первых уст. Создатель технологической платформы Yahoo! Джереми Заводны сказал, что эту книгу стоит прочесть каждому, кто хочет знать, что такое настоящие IT-компании.
«Стартап: 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины», Гай Кавасаки (The Art of the Start, Guy Kawasaki)
Один из первых сотрудников Apple Гай Кавасаки сейчас сосредоточился на инвестициях (управляющий директор Garage Technology Ventures, которая вкладывается в высокотехнологичные стартапы Кремниевой долины). Мировую известность ему принёс особый подход к маркетингу. Он утверждает, что при продвижении продукта надо ориентироваться на горячих приверженцев бренда. В своей книге Кавасаки даёт множество сложных советов на все случаи жизни. Но главная рекомендация – не разменивайтесь на мелочи, создавайте великое сразу!
«Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели», Эрик Рис (The Lean Startup, Eric Ries)
Если вы совсем начинающий предприниматель и даже с идеей бизнеса не определились, то, пожалуй, вам будет полезна эта книга Эрика Риса – в качестве антистресса. Автор и консультант издания Lean Startup считает, что придумать идею и её реализовать – вообще пара пустяков. Но лёгкой жизни он всё равно не обещает. Рис считает, что сложности начнутся позже, когда ваш продукт надо будет продавать. Советы он даёт на примере истории сервиса Dropbox.
Venture Deals, Brad Feld, Jason Mendelson
Сооснователи Foundry Group Брэд Фелд и Джейсон Мендельсон в книге Venture Deals по полочкам раскладывают процесс привлечения инвестиций в компанию. В книге приводятся точки зрения всех участников сделки. В конце собраны советы о том, как вести себя с инвесторами. Например, авторы рекомендуют иметь хорошие личные отношения с теми, кто вкладывается в вашу компанию. Обитатели Кремниевой долины с этим, видимо, согласны. Книга Фелда и Мендельсона в рекомендациях пользователей форума встречается чаще всего.
Rework: бизнес без предрассудков, основатели 37signals (Rework: The new business book from 37signals)
Американская софтверная компания 37signals рассказывает предпринимателям, как делать стартап без инвестиций. А также как вести бизнес, оставаясь наёмным сотрудником. Авторы уверяют, что для начала своего дела не стоит разрывать себя на части. Чтобы достичь успеха, можно работать лишь 40 часов в неделю, не нужно тратить свои накопления или брать на себя чрезмерные риски. Этот их постулат призван вдохновить тех, кто хочет начать свой бизнес, но боится, что он потребует круглосуточной работы.
«Преодоление пропасти», Джеффри Мур (Crossing the Chasm, Geoffrey A. Moore)
Один из самых известных маркетологов Кремниевой долины Джеффри Мур фактически написал учебник об инновационном маркетинге. По мнению автора, основная проблема этого направления – пропасть между двумя видами потребителей инноваций – ранними адептами и прагматиками. Первые покупают новинки, чтобы опередить конкурентов, вторые – только когда продукт признают все. Автор рекомендует найти смежный интерес и развивать его для продвижения товара. Тогда осуществится мечта любого предпринимателя: продукт захотят купить все.
«Доставляя счастье», Тони Шей (Delivering Happiness: A Path to Profits, Passion, and Purpose, Tony Hsieh)
Первые шаги основателя Zappos.com Тони Шея в бизнесе не были связаны с e-commerce. Например, в 9 лет у него была своя ферма по разведению червей. В книге содержится ещё много историй из жизни предпринимателя: от первых шагов до расширения многомиллионного бизнеса. Ценность издания в том, что на своём примере Шей рассказывает, как выстроить корпоративную культуру, безболезненно пережить момент роста компании и обходиться без инвестиций.
Made to Stick: Why Some Ideas Survive and Others Die, Random House, Chip & Dan Heath
Вышедшая в 2007 году книга Чипа и Дэна Хитов, которая развивает идею «липкости» Малкольма Гладуэлла. На примере разных кейсов авторы пытаются понять, что делает идею интересной и популярной. Для подтверждения своей теории они используют городские легенды и истории известных компаний вроде авиакомпании-лоукостера Southwest Airlines. По мнению авторов, хорошая идея должна быть простой, неожиданной, запоминающейся, заслуживающей доверия, эмоциональной, способной сподвигнуть других людей рассказать о ней. Эти слова они складывают в акроним SUCCES. Ещё один параметр на букву S авторы не нашли, поэтому английское слово «успех» у них пишется с ошибкой.
«Веб-аналитика 2.0: Тонкости и лучшие методики», Авинаш Кошик (Web Analytics 2.0, Avinash Kaushik)
Евангелист Google Авинаш Кошик, разработавший системы принятия решений для Silicon Graphics, DirecTV Broadband, Intuit и DHL, описал аналитические приёмы, позволяющие компаниям лучше понимать потребности и особенности поведения своих клиентов в интернете. Сложные термины автор объясняет понятным языком, так что оценить книгу сможет не только опытный программист, но и начинающий интернет-стартапер.
В частности, из неё можно узнать, как оценить эффективность компаний, рассчитать стоимость своего сайта или интернет-магазина, научиться анализировать поведение пользователей твиттера и блогов. Неудивительно, что за эту полезную информацию издатели просят больше 1 000 рублей.