Книг, посвященных лидерству, в мире не просто много – их неописуемо много. В этом-то и беда.
Еще восемь лет назад в Economist вышла колонка «How 51 Gorillas Can Make You Seriously Rich» («Как 51 горилла может сделать вас по-настоящему богатым»).
Журнал тогда позволил себе побрюзжать в связи с засильем глупой, пустой, сделанной на коленке литературы, обещающей сотворить из вас преуспевающего вожака стаи.
«Вот вам формула, – язвительно писало издание. – Предложения должны быть короткими, а оформление – агрессивным. Сыпьте домотканой мудростью и анекдотами – не важно, к месту или нет. И не забудьте про животных в названии книги – гориллы, рыбы и фиолетовые коровы сейчас в ходу».
С тех пор все стало только хуже. Из всех тем, связанных с бизнесом, нет более противоречивой и затасканной темы, чем лидерство. Но вот 10 книг, каждую из которых можно смело открывать перед долгой дорогой к вершинам.
Питер Друкер. «Задачи менеджмента в XXI веке»
Преимущество позднего Друкера – а эта книга написана в 1999 году, когда автору исполнилось 80 лет, – в его мудрой созерцательности. Мир полон предрассудков и исторических мифов. Кэйрэцу – вовсе не японское изобретение, а подлинным отцом промышленной революции является не Джеймс Уатт, а его коммерческий партнер Мэтью Болтон.
Нынешняя информационная революция беспрецедентна? «На самом деле все это полная ерунда». Впрочем, не только и не столько ретроспективный анализ делает книгу столь важным чтением для потенциальных капитанов бизнеса. Друкер проницательно рассуждает о вызовах будущего и планировании второй половины жизни. Если вы молоды, лучше задуматься об этом прямо сейчас. Перефразируя создателя Sony Масару Ибука, после двадцати может быть уже поздно.
Роджер Ловенстайн. «Когда гений терпит поражение: Взлет и падение компании Long-Term Capital Management, или Как один небольшой банк создал дыру в триллион долларов»
Историю эпического по масштабам крушения хедж-фонда Long-Term Capital Management одно из лучших перьев финансовой журналистики описывает с невероятным вниманием к деталям, но при этом делает все, чтобы от читателя не ускользнула суть: даже самый острый ум притупляет изоляция, а бушующая за окном стихия посрамит любые кабинетные выкладки.
Блестящие финансисты, математики и нобелевские лауреаты по экономике (а в фонде были и такие) на пике интеллектуального высокомерия переоценили свои способности к провидению и в итоге пустили на ветер немыслимые деньги. Всем, кто любит строить идеальные планы, будет интересно ознакомиться с судьбой этого предприятия, которое, по расчетам, не должно было рухнуть ни при каких обстоятельствах.
Малколм Гладуэлл. «Гении и аутсайдеры: почему одним все, а другим ничего?»
В своем третьем по счету бестселлере автор берется проследить путь от серости к незаурядности. Что же такое талант, откуда он берется?
С точки зрения Гладуэлла, это не дар божий, а продукт синтеза обстоятельств и воли. 10 000 часов интенсивной тренировки – и вы будете хороши во всем, о чем бы ни пожелали. Конечно, успеха добиваются те, кому повезло, соглашается Гладуэлл.
Но только везение – никакая не абстракция, а цепочка закономерных событий, старт которым дают время и место вашего рождения. Невесть какое откровение, но лично меня тронули не сами выводы Гладуэлла, а то, насколько затейливо он подводит к ним читателя. Невольно начинаешь вспоминать прошлое, думать о будущем и примерять на себя судьбы избранных. Небесполезное, кстати, занятие.
Джим Коллинз. «От хорошего к великому: почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…»
Эта книга стала классической вскоре после своего выхода 11 лет назад. Перед нами «анатомия» долгосрочного успеха, новая механика лидерства. Коллинз методично развенчивает мифы, окружающие феномен лидерства, и выводит качества, которыми должен обладать «руководитель пятого уровня» – глава компании, чьи успехи на большой дистанции признаны выдающимися.
Не будет преувеличением сказать, что книга разошлась на цитаты. Обычным делом стало апеллировать к Коллинзу на конференциях, заседаниях советов директоров и переговорах с партнерами. Вопрос: «Так почему вы не расширяете свой бизнес?». Ответ: «Концепция ежа». Что тут добавить? Все читали, всем все ясно.
Брайн Бурроу, Джон Хельяр. «Варвары у ворот: История падения RJR Nabisco»
Один уважаемый и высокопоставленный российский банкир однажды сказал мне, что человек не из бизнеса по-настоящему никогда не поймет, как этот бизнес устроен изнутри, пока не прочитает «Варваров у ворот». Не спорю, это довольно категоричное утверждение. Тем более что тому, кто не готов осилить пять с половиной сотен убористого текста, будет проще посмотреть экранизацию книги, небезуспешно предпринятую телеканалом HBO.
И все же искреннее советую не пожалеть времени и погрузиться в чтение этого захватывающего документального триллера, созданного с редким для журналистов литературным мастерством и упорством. Поведение и облик героев книги, прихотливая логика описанных событий и вправду многое скажут о царящих в бизнесе волчьих законах и научат лидерству лучше, чем иная теоретическая работа.
Чарльз Хэнди. «Я и другие более важные дела»
Все его книги в той или иной мере несут на себе отпечаток биографии автора, но в этой Хэнди превзошел самого себя. В ней аккуратно собраны все странные занятия, которыми автору довелось заниматься на протяжении 70 лет : представлять интересы Shell в Юго-Восточной Азии, работать смотрителем в Виндзорском замке, создавать Лондонскую школу бизнеса, вести радиопрограмму, быть гуру менеджмента – и, наконец, обо всем этом подробно писать в книгах.
Хэнди не разделяет мнения о лидерстве, как способности фокусироваться на главном, если только главное – это не вечный поиск. По Хэнди пути к успеху неисповедимы, а количество областей, в которых может преуспеть человек, ограничено лишь его годами.
«Жизнь – процесс исследования нашей личности», – полагает Хэнди. Самокопанием сына ирландского священника зачитываешься взахлеб. «Чарльз Хэнди? О, это голова», – заявил мне как-то один из шведских профессоров, написавших «Бизнес в стиле фанк».
Том Вулф. «Костры амбиций»
Строго говоря, никакая это не деловая литература. «Костры амбиций», так же как и более позднее произведение Вулфа «Мужчина в полный рост», – романы, написанные идеологом «новой журналистики». Но реализм, которым Вульф наполняет свои книги, просто завораживает.
Там сплошная правда – начиная с торгового зала фирмы «Пирс-и-Пирс», прототипом которого послужила площадка динозавра Уолл-стрит Salomon Brothers, и заканчивая мироощущением главных героев («Шерман парил в адреналиновой высоте… Он – один из Властителей Вселенной!»). В «Кострах» Вульф позволяет читателю прожить жизнь инвестбанкира, который чувствует себя почти как в раю, перед тем как сорваться в пучину ада. Весьма поучительно.
Стивен Кови. «Семь навыков высокоэффективных людей»
Этим бестселлером Кови завоевал сердца и завладел умами неисчислимой армии менеджеров, поверивших в то, что при помощи семи чудодейственных навыков они свернут горы. Самому приходилось слышать от некоторых из них восторженные отзывы о книге: «Она научила меня управлять настроением и контролировать свои эмоции!».
Надо признать, Кови действительно настраивает ваши мысли, как радиоприемник эта волна не годится, а вот эта будет в самый раз. Немало правильных слов вы найдете о важности конечной цели, осознании своего предназначения, личной миссии.
«Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, все больше и больше усилий расходуя на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, – размышляет Кови. – И лишь затем, чтобы осознать, что лестницу эту прислонили не к той стене».
Том Питерс, Роберт Уотерман. «В поисках совершенства: Уроки самых успешных компаний Америки»
Самый знаменитый бизнес-бестселлер восьмидесятых написала парочка консультантов McKinsey – удивительно разных по темпераменту. Уотерман в этом творческом союзе выглядит «молчаливым партнером». А чем еще быть на фоне феерической личности Питерса – «оригинального гуру» (Fortune), «обер-гуру» (Economist), «надоедливого овода, скряги, сторонника дерзких неудач, принца беспорядка, маэстро азарта, корпоративного заводилы и приставалы» (Том Питерс)?
Из In Search of Excellence, несмотря на 30 лет, прошедшие со времени появления книги на свет, до сих пор можно черпать вдохновение. Гуру менеджмента Чарльз Хэнди, получив ее из Америки одним из первых, надеялся позаимствовать кое-какие идиомы для собственного учения. «Этому не суждено было сбыться, – не без сожаления вспоминает он. – Книга приобрела огромную популярность во всем мире. Мои студенты приходили в класс, вооруженные ее мудростью».
Клейтон М. Кристенсен. «Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании»
В своей книге профессор Гарвардской школы бизнеса не учит быть лидером, а пытается объяснить, как это лидерство не потерять. Тщательно поворошив прошлое фирмы по выпуску 8-дюймовых дисков Micropolis, производителя экскаваторов Basurus Erie и других замшелых компаний, еще вчера служивших символом успеха на своих рынках, автор приходит к парадоксальному выводу: они чертовски хорошо управлялись, потому-то и потерпели неудачу.
Не стоит слишком внимательно прислушиваться к потребителю в надежде, что он одобрит ваши инновации, – так называемые «подрывные технологии», полагает Кристиен. Интуиция и стратегическая смелость – вот что питает лидерство. Старые кони, не портящие борозды, остаются не у дел.